Поскольку я из тех несчастных, кому при чтении непременно нужно
видеть описываемое в книге, архитектурное устройство Хогвартса меня интересует давно и сильно. Человеку, который создал бы адекватный описанию план замка, я бы поклонился в ноги, но сомневаюсь, что такой герой когда-либо появится, поэтому остается соображать самостоятельно и на ходу.
Самое большое недоумение у меня вызывают башни Гриффиндора и Равенкло. Если мне не изменяет память, в каком-то интервью Роулинг упоминала, что на каждом курсе одного факультета учится по десять человек - пять мальчиков и пять девочек.
Однако, в вопросе демографии у волшебников прямо-таки армейская дисциплина. Или они лишних младенцев, как в Спарте, со скалы сбрасывают?.. Курсов всего семь. Значит, в башне факультета одновременно проживают семьдесят человек.
Далее, факультетское общежитие состоит из общей гостиной, где волшебники делают уроки и пинают балду, и спален, где они соответственно спят. Спален, заметим, должно быть всего четырнадцать - семь для мальчиков, семь для девочек.
При этом в тексте неоднократно упоминается, что и гостиная, и спальни - круглые по форме. Что вроде бы логично, они же в башне.
А, да, и вход на нулевой уровень, сиречь в гостиную, располагается на восьмом этаже замка, то есть на приличной высоте.
А теперь попробуем посмотреть на все это безобразие в разрезе.
пробуемВо-первых, общая гостиная должна быть достаточно большого размера, чтобы в ней одновременно могло умещаться хотя бы... ну, хотя бы сорок из семидесяти учеников, ладно, остальных сошлем делать уроки в библиотеку, в спальни и на улицу. Это, мне кажется, довольно внушительное для башни нутро, но в замках я никогда не бывал, так что допустим.
Во-вторых, над гостиной находятся спальни. И на этом месте я неизменно зависаю, потому что спальни - тоже круглые. Либо это четырнадцать громадных залов, вдоль стен которых сиротливо жмутся по пять кроватей (правда, при таком раскладе Гарри едва ли слышал бы, как где-то у края горизонта бормочет во сне о пауках Рон). При этом располагаются сии мега-опочивальни друг над другом. Башня останкинской иглой протыкает облака и вот-вот выйдет за пределы атмосферы, несчастные обитатели последнего этажа носят с собой весь свой скарб - чтобы, Мерлин сохрани, не пришлось подниматься в спальню больше одного раза в день.
Либо это три-четыре маленькие круглые спаленки на этаж, прилепленные друг к другу внутри большого круга. Вариант щадящий, но сомнительный - во-первых, странный расход пространства, во-вторых, я не могу представить, где там можно было бы натыкать несколько отдельных дверей, выводящих с одной и той же винтовой лестницы.
Лестницы плавно выводят к следующему вопросу - почему они, лестницы, отдельные для мальчиков и девочек? Нет, с точки зрения строгой морали все понятно. Но при попытке опять-таки представить это в разрезе у меня вскипает мозг. Мне - возможно, по незнанию - всегда казалось, что винтовая лестница на то и винтовая, что завивается серпантином по окружности башенных стен. Тогда как этим двум лестницам удается не пересекаться?
Ладно, допустим, я чего-то недопонимаю и они действительно могут и не пересекаться. Но все равно это неудобно практически. Потому что если брать вариант с четырнадцатиэтажным небоскребом и отбросить негуманную идею, что допустим, сначала идут семь девочковых этажей, а потом семь мальчиковых или Мерлин упаси, наоборот... То они должны чередоваться через этаж, и таким образом, все равно каждый "пролет" для обоих полов получается двойной протяженности. Например, если первой идет спальня девочек, то парень, направляющийся в свою спальню над ней, вынужден преодолевать подъем высотой в два этажа без промежуточной площадки, которая находится где-то... ну, я даже затрудняюсь сказать, где.
И судя по всему, спальня курсу достается один раз и на все семь лет, потому как из года в год Гарри только с умилением смотрит на изменившуюся табличку на двери, а не ругается на то, что взбираться приходится все выше, выше и выше.
Еще отметим, что слышимость в древнем замке с толстыми каменными стенами ничуть не хуже, чем в картонной коробке. На вопль Рона среди ночи на третьем курсе моментально сбегается полфакультета, а еще через пять минут врывается и декан. Впрочем, Макгонагалл, наверное, разбудили специальные сигнальные чары. Хотя... на пятом курсе она среагировала уже не так быстро, за ней пришлось идти Невиллу. И потасовка с Кэрроу в гостиной Равенкло на седьмом году также мгновенно привлекает внимание всей башни.
В общем, когда я пытаюсь во всем этом что-то понять, я понимаю, что ничего не понимаю.
***
Пока писал, вспомнил еще один момент - обе несчастных лестницы вроде бы отделены от гостиной дверьми. По крайней мере, в эти двери Перси направляет новичков на первом курсе, и эти же двери герои периодически захлопывают за собой, чтобы начать подниматься наверх. Однако несколькими годами позже девичья лестница превращается в гладкую горку под ногами у Рона, когда он бросается по ней, чтобы позвать Гермиону - прямо на глазах у изумленных зрителей. Видимо, дверь в порыве гормонального буйства все-таки кто-то снес, да.